Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Статьи о танце живота | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
статьи о выступлениях [3]
арабские имена [2]
статьи о танце [6]
Главная » Статьи » статьи о выступлениях

Выступление на сцене
Можно ли научиться «умению вести себя на сцене»? Некоторые могут поспорить, что оно берет начало в уверенности в своих силах, а также в многолетней практике. Тем не менее, я полагаю, что Ваша вера может сыграть в данном отношении решающую роль.
Если Вы стараетесь сохранить хотя бы внешнюю уверенность и самообладание, в конце-концов Вы и сами в это поверите, и, в то же время, поскольку речь идет о «якобы» реальных вещах, в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК.
Я начинаю преподавание танца во всех младших группах занятиями по «умению вести себя на сцене», умению «правильно на ней находиться». Да, этому можно научиться, и я учу их этому еще до того как они приступят к освоению базовых элементов и отработке техники танца. Достаточно взглянуть на танцовщицу, владеющую отточенной техникой, которая полностью сходит на нет на фоне ее сгорбленных плеч или прикованного к полу взгляда.
Насколько она уступает танцовщицам, которые держаться с достоинством, не тушуясь, не горбятся и излучают уверенность в себе и своих силах! Хотя уровень техничности последних может уступать более техничным, но сутулым и неуверенным танцовщицам, все равно симпатия зрителей будет на их стороне. Ну разумеется, идеальная танцовщица обладает в равной мере как блестящей техникой, так и умением вести себя на сцене!
В то же время, Вам не нужно быть уверенной в себе, чтобы излучать уверенность в своих силах. Вам не нужно быть спокойной, чтобы производить впечатление спокойного человека… Я вспоминаю истории различных знаменитостей из шоу-бизнеса, которые настолько нервничали и изматывали себя подготовкой к выступлению, что перед самим выходом на сцену чувствовали себя в буквальном смысле изможденными. Я думаю, что Вы слышали об актерах и актрисах, блиставших на сцене во время представления, однако в личной жизни это были достаточно скромные и застенчивые люди, что иногда им даже мешало.
Танцовщица может научиться искусству поведения на сцене, вне зависимости от уровня ее мастерства (вспомните, что я говорила о самом начале занятий в моих группах).
Очень часто мои ученицы не уделяют должного внимания этим урокам. Тем не менее, для танцовщицы явно недостаточно уметь лишь принимать на сцене эффектные позы. Естественно, что это умение также необходимо, однако оно является лишь составной частью сценического мастерства, и далеко не единственной.
Важной составляющей умения вести себя на сцене является НЕ ПОСТОЯННЫЙ контакт между взглядом танцовщицы и залом, особенно если Вы танцуете на приподнятой по отношению к залу, сцене. Да, именно так - не смотреть все время в глаза зрителю. Исполнительница должна смотреть поверх аудитории. Вспомните, как Вы учились водить машину. Инструктор говорил Вам, я уверена, что Вам нужно смотреть куда идет дорога, чтобы знать куда Вам ехать, вместо того чтобы пытаться рассмотреть что делается непосредственно перед капотом машины.
Если же Вы танцуете на сцене с возвышением и постоянно смотрите в глаза кому-либо в зрительном зале, как Вы думаете, что будет дальше? Вы начнете горбиться и опускать голову.
Если же Вы танцуете на одном уровне со зрительным залом, это будет не так заметно. Однако не следует забывать, что зрители все-таки сидят, и Вы все равно будете смотреть вниз.
Да, иногда, но только иногда, Вы можете глянуть на конкретного человека в зале тут или там, только не зацикливайтесь на этом. Если Вы будете большей частью просто скользить взглядом по лицам или головам зрителей, у аудитории сложиться впечатление полного визуального контакта с Вами. Каждый сидящий в зале будет думать, что, хотя Вы именно на него и не смотрите в данный момент, но обязательно смотрите на кого-то другого из аудитории!
Кроме того, не поддерживая постоянный зрительный контакт с залом, Вы сможете сконцентрироваться на самом танце, вместо того, чтобы думать о зрителях. Да, Вы правильно поняли, вместо того, чтобы думать о зрителях.
Я знаю, что это может идти вразрез с теми представлениями о танце и поведении танцовщицы, которые у Вас уже имеются. Часто танцовщицы, выступая перед знакомыми, поддерживают с ними зрительный контакт. Опять же, они могут смотреть в глаза внимательному и активно реагирующему на их выступление зрителю из общего зала.
Как только танцовщица сосредотачивается на таком человеке, возрастает вероятность того, что она начнет игнорировать остальную аудиторию, что, в конечном итоге, не соответствует самой цели зрительного контакта. Наилучшим выходом из такой ситуации служит улыбка этому зрителю, а затем продолжение танца. Даже если получиться, что часть Вашего танца будет посвящена одному конкретному человеку (например, кто-то из зрителей именинник), все равно танцовщица должна глянуть и на остальных зрителей и подмигнуть им пару раз. Чем больше внимание танцовщицы поглощено одним конкретным зрителем в связи с постоянным зрительным контактом, тем меньше она будет чувствовать музыку и свой танец и тем меньше будет ее энергообмен с аудиторией.
Я упомянула про энергию... Представьте, как общая энергия зала поднимается над зрителями в воздух. Энергетическое поле танцовщицы распространяется вокруг нее в виде шара. Волшебное искусство сценического мастерства состоит в том, как передать энергию танцовщицы залу и как получить в ответ энергию зала. Когда Вы смотрите поверх аудитории, вместо того чтобы смотреть прямо на нее, Ваше энергетическое поле распространяется поверх аудитории и смешивается с ее энергией.
Этому можно научиться и во время занятий в школе танца. Очень часто новенькие чувствуют себя неловко, когда им приходится танцевать перед остальной группой. (Такое бывает и когда ученицы не танцуют в одиночестве, а я просто говорю всей группе: «Хорошо, а теперь станцуйте мне этот кусочек»).
Контакт глазами предполагает некую интимность, в связи с чем усиливается чувство застенчивости, неуверенности и замешательства. Я добиваюсь удивительных результатов, когда я заставляю своих учениц смотреть поверх своих одногрупниц, а в глаза смотреть лишь иногда. Такая манера танца избавляет танцовщицу от ощущения, что все на нее таращатся, и позволяет ей не только раскрепоститься в танце, а еще и выразить свои чувства в танце через мимику. Кроме того, это тут же чудесным образом отражается и на позах и осанке девушек во время танца.
Поговорим о значении положения тела во время танца. Недостаточно просто держать спину ровно, так как это не та поза, которая автоматически излучает уверенность и дает Вам чувство присутствия на сцене. Этого невозможно достичь без некоего волшебного, на первый взгляд, приподнятого душевного состояния. Именно этому я учу с самой первой минуты начала занятий.
Даже профессиональные танцовщицы, которые хотят приходят ко мне, чтобы научиться искусству поведения на сцене, понимают, что вся их техника ничто без этого состояния. В качестве примера, я пару минут танцую, демонстрируя всю свою технику, однако не подключая к танцу свою душу и чувства. А потом я, ничего не особенно не делая, просто обхожу тренировочный зал по кругу, излучая радость и душевный подъем. И всегда ученицы говорят одно и то же – с точки зрения зрелищности танца, они бы хотели, чтобы танцовщица вся «светилась» изнутри радостью от того, чем она занимается, вместо пустой демонстрации отточенной техники. Не нужно думать, что я считаю, что не нужно совершенствовать технику – техника должна быть на высоте ВСЕГДА, не считая всего прочего из вышесказанного.
Кроме всего этого, я хочу сказать, что сценическое мастерство и умение вести себя на сцене в первую очередь зависит от груди и плеч, которые должны всегда быть расправлены. Все, что ниже грудной клетки – это техника (учитывая, естественно, что движения рук и движения грудной клетки подразумевают наличие хорошей техники). В то же время, как сказала моя подруга Карина, «верхняя часть тела может прикрыть многочисленные огрехи исполнения».
Естественно, наша цель свести эти огрехи к минимуму! Поэтому, пожалуйста, не обрушивайтесь на меня с критикой за то, что я спокойно отношусь к недостатку мастерства у танцовщиц, если они умеют держать себя на сцене. Все что я хочу сказать, можно свести к двум пунктам:
1. Искусству поведения на сцене можно научиться в течение одного урока (даже во время непродолжительного мастер-класса). 2. Вы можете излучать уверенность и энергию, не будучи опытной танцовщицей.
Существуют и другие моменты в освоении искусства поведения на сцене. О них мы поговорим ниже. А сейчас запомните только одно: душевный подъем, взгляд вверх и вокруг и улыбка (только не превращайте ее в застывшую маску!) и работайте, РАБОТАЙТЕ И РАБОТАЙТЕ!
Еще одна составляющая искусства поведения на сцене: уметь задать темп и в то же время не суетиться. Если Вы считаете что Вы творец, а Ваш танец – произведение, картина (движущаяся, конечно), задумайтесь над тем, на что бы Вы обратили внимание – на профессионально нарисованную картину (и это будет не застывшая картинка, а нечто, что имеет цвет, форму и узнаваемую тему), или же на детские каракули? Конечно, мать карапуза будет в восторге от его творения, то же касается и всех членов его семьи. Все те, кто любят Вас и хорошо к Вам относятся, всегда одобрят и Ваш неумелый танец. Однако даже их терпение может кончиться.
Сбавьте темп и следите за собой. Ваш танец, не будучи безупречным, может излучать потрясающую энергетику. Тем не менее, Вы должны работать над отрывком танца или же каким-то конкретным движением пока не доведете его до совершенства. Я не хочу этим сказать, что если Вы повернулись 8 раз направо, то должны сделать столько же поворотов влево, или же Вы должны просчитывать и раскладывать танец по полочкам до последней нотки.
Нет, это означает, что Вы должны чувствовать о чем говорится в музыке или поется в песне, Ваши движения должны следовать за музыкой, делая ее видимой для зрителя через Ваш танец.
Ваше тело должно откликаться на начало каждой музыкальной фразы. Неприятно наблюдать за танцовщицей, которая не следит за сменой музыкальных фраз, или же перескакивает от одного движения к другому, в то время как зритель ожидает, что она продолжит выполнение предыдущего. Это чисто интуитивная реакция. Никто не отсчитывает музыкальные доли, когда смотрит на танец. Однако есть «нечто», что всегда при этом теряется, когда видишь такое выступление…
Чем больше Вы будете тренироваться, слушая музыкальные фразы, тем лучше Вы меня поймете. Вот когда начинает играть свою роль опыт танцовщицы – начинающей танцовщице обычно сложно полностью попасть в такт музыке, учитывая то волнение, которое она испытывает выходя на сцену. Чем больше танцовщица выступает на сцене, тем легче ей это сделать.
Следует заметить, что когда танцовщица танцует под фонограмму, проблем с хореографией обычно не возникает, так танец отрепетирован. Другое дело, если она танцует под живой оркестр (или же под незнакомую фонограмму), именно тогда умение распределить свои движения в соответствии с музыкой выходит на первый план. Этому можно и нужно научиться.
Поговорим также и о костюме для выступлений (скажу, что тут я далеко на эксперт), однако я хочу сказать, что не нужно делать слишком сложных костюмов. Такие костюмы трудно надевать, кроме того, зрителям (и судьям) сложно оценить слишком яркие и разноцветные костюмы, в которых используются разные стили.
Кроме того, нужно учитывать то, что в зависимости от освещения, может меняться цвет ткани.
Сколько раз я могла отметить всю красоту костюма танцовщицы только тогда, когда она УХОДИЛА со сцены и ее не освещали прожектора! Зеленый или розовый костюм под лучами прожектора цвета морской пены (sea foam) может превратиться в грязно-белый. Зеленый может стать еще и тускло-коричневым. Темно-голубой – черным.
Возможно, следует избегать пастельных тонов, обратив при выборе ткани для костюма на цвета драгоценных камней или же более яркие, насыщенные оттенки цвета. Если Вы постоянно танцуете на какой-то определенной сцене, возьмите с собой ткань, чтобы в нерабочее время проверить как она смотрится под прожекторами.
Итак, делаем выводы: поза, внешность, выражение лица, движение в танце, костюм, энергетическое поле – все это искусство поведения на сцене. Работайте над каждым из этих пунктов, пока не доведетt их до совершенства. Нельзя стать искусной танцовщицей, основываясь только на технике исполнения танца, по крайне мере не той, на танец которой хочется смотреть и наслаждаться им бесконечно.
А теперь я хочу рассказать как получить максимум полезного от собственного танца. Даже если Вы и не собираетесь выступать на сцене (может, сделаете исключение только для близких друзей), все равно все эти советы применимы и к Вам.
В любом случае Вы должны вести себя с достоинством и уверенностью. Связь с энергетикой зала не означает, что Вы должны терять связь с самой собой. Вкратце это можно описать следующим образом:
Многие женщины, занявшись танцем живота, поняли, что танец дарит им внутренний покой и душевное исцеление. Внезапно они обнаруживают, что растворяясь в музыке и позволяя ей течь внутри них, их танец становится в буквальном смысле магическим.
Всегда видно, если танцовщица отдается музыка, не беспокоясь о хореографии, зрителях или своем костюме. Даже если Вы танцуете для самой себя, все равно нужно позволить себе расслабиться и раствориться в музыке, позволить ей двигать Вами, не останавливаясь и не беспокоясь ни о чем. Медитация – это присутствие в настоящем, когда Ваш ум спокоен и свободен от ежесекундных суетливых размышлений. Танец может стать медитацией.
НО – для того чтобы Вы смогли совершенствоваться в танце таким образом, помните – Вы должны тренироваться и оттачивать свою технику до тех пор, пока не почувствуете, что танцуете именно так как надо. Вы должны практиковаться и в своем костюме, чтобы быть уверенной, что на сцене нигде ничего не расстегнется и не отвалится, чтобы не думать об этом. Вы должны хорошо знать музыку, под которую танцуете, Ваша прическа и макияж должны быть в порядке. Кроме того, нужно уделить достаточно времени овладению искусством сценического мастерства, чтобы даже если Вы забудете свой танец, зрители бы ничего не заметили!
Когда Вы наполняетесь музыкой, которая согревает Вашу душу, Вы постигаете суть танца.

Категория: статьи о выступлениях | Добавил: Эшта (31.08.2009)
Просмотров: 1296 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2019